Культура

«Тень Пушкина меня усыновила...» - 175 лет со дня рождения создателя Пушкинского музея в Париже Отто-Онегина

Compressed file

Пушкинская аудитория РЦНК знакомит с жизнью и деятельностью А.Ф. Отто - Онегина (1845 – 1925) - историка, литератора, коллекционера, всю жизнь посвятившего собиранию реликвий, связанных с жизнью и творчеством А.С. Пушкина, создателя первого в мире Пушкинского музея - прообраз будущего Пушкинского Дома.

Александр Федорович Отто - Онегин родился 175 лет назад в Царском Селе. Его происхождение окружала тайна. Одна из легенд гласила, что он был незаконнорожденным сыном кого-то из Великих Князей, и даже усматривали внешнее сходство с представителями русского царствующего дома. Сам он рассказывал, что младенцем был найден в Александровском парке Царского Села и провел детские годы в семье заботливой госпожи Отто, немки по происхождению. Ее фамилию он носил до 1890 года, пока по высочайшему указу Александра III не получил право именоваться Онегиным - в память знаменитого пушкинского героя. С конца 1860-х годов Александр Федорович начал собирать свою пушкинскую коллекцию. В 1866-м он покинул Россию, а 1880 году переехал в Париж, был секретарем И.С. Тургенева в последние годы жизни писателя. В 1883 году Онегин получил в дар от своего близкого друга Павла, сына Василия Андреевича Жуковского, 75 неизвестных в печати пушкинских рукописей. Позднее Жуковский передал Онегину другие пушкинские реликвии, доставшиеся ему от отца. Среди них - посмертная маска Пушкина. По семейному преданию, в потертом футляре с бархатом маска Пушкина «сопровождала его [Василия Андреевича Жуковского] во всех жизненных странствиях». А также рисунки и документы, касающиеся дуэли и последних дней жизни поэта: план квартиры на Мойке (в советское время по этому рисунку В.А. Жуковского была проведена реставрация в Музее-квартире А.С. Пушкина), журнал, который велся жандармами при разборе бумаг поэта, рисунки В.А. Жуковского и Ф. Бруни, изображающие тело Пушкина во время прощания, записки докторов Даля и Штольца, около 600 томов из библиотеки своего отца и его обширный архив, бесценной частью которого являлись рукописи, дневники, альбомы с зарисовками В.А. Жуковского, переписка поэта, насчитывающая несколько тысяч писем.

Compressed file

Александр Федорович всю жизнь посвятил служению Пушкину, целенаправленно собирая коллекцию реликвий любимого поэта, которую назвал «Пушкинский музей». Важное значение в пополнении музея имела связь Онегина с крупными антикварными и букинистическими фирмами Европы и России. Он был завсегдатаем аукционных залов французской столицы, почти все свои средства тратил на реставрацию, переплет и оформление экспонатов. По его специальному заказу для музея были выполнены изысканные витрины, книжные шкафы и секретеры для рукописей. Коллекция Онегина была уникальной: в нее входили рукописи, фрагменты и наброски сочинений Пушкина, его письма и деловая переписка, портреты поэта и его современников. Литературное собрание музея включало более 800 названий: все прижизненные издания произведений Пушкина, почти полное собрание литературы о Пушкине, изданной в XIX веке, альманахи пушкинских времен, переводы его произведений, альбомы с вырезками журнальных и газетных статей. И.С. Тургенев передал коллекционеру около 40 фотографий, собрание сочинений с дарственными надписями, портреты. От Жуковского перешли к Онегину портреты друзей и знакомых Пушкина: среди них - работы К.П. и А.П. Брюлловых, В. Гау, Ф.А. Моллера, рисунки М.Ю. Лермонтова, О.А Кипренского, Н.А. Бестужева, Т.Г. Шевченко и др. Впоследствии собрание пополнилось дарами художников А. Бенуа, И. Крачковского, скульпторов М. Антокольского, Д. Меркурова и П. Трубецкого; семейными реликвиями от потомков А.О. Смирновой и Е.П. Ростопчиной. Постепенно объём библиотеки увеличился до более, чем 3500 томов. У антикваров и букинистов были приобретены издания с автографами А.А. Дельвига, И.А. Аксакова, Ф.Н. Глинки, Я.П. Полонского, М.М. Сперанского, А.К. Толстого, а также Байрона, Мериме, Мицкевича, Гейне, Золя, Бетховена, Вагнера, Листа, Шумана. Коллекция всегда содержалась в идеальном порядке. Постепенно трехкомнатная квартира Онегина недалеко от Елисейских полей, на улице Мариньян, 25 (rue de Marignan, 25), превратилась в музей, посвященный русской литературе в целом.

Compressed file

А.Ф. Онегин был страстным почитателем и популяризатором наследия А.С. Пушкина. В 1899 году, когда в России широко отмечалось 100-летие со дня рождения великого поэта, он сделал щедрый дар - снял с хранящейся у него посмертной маски Пушкина 17 копий и отправил их Императорской академии наук, Румянцевскому музею и российским университетам. А на вечере в 1912 году, устроенном в Париже русской эмиграцией по поводу 75-й годовщины со дня смерти поэта, он рассказал о своей встрече с убийцей Пушкина. 10 февраля 1887 года, в день 50-летия гибели поэта, Онегин явился к Дантесу и вызвал его на дуэль. Сенатор Дантес-Геккерн отказался принимать вызов - никакой особой вины он за собой не чувствовал, дуэлей не признавал, сославшись на обет не брать в руки оружия.

Онегинский музей, который сам собиратель называл «музейчиком», был широко известен в Париже. Сохранились воспоминания о том, как один из посетителей, войдя в квартиру коллекционера, спросил: "А где начинается музей?" Хозяин ответил: "Здесь все музейное, кроме моей кровати". Наибольшей известностью Пушкинский музей пользовался у русских путешественников и ученых. Будущее своего собрания Онегин связывал только c Россией, где 15 декабря 1905 года произошло знаменательное событие - по инициативе ряда деятелей русской культуры был учрежден «Дом имени Пушкина, особый литературный пантеон, где бы собирались и хранились реликвии русских писателей XIX в.». Одним из членов комиссии, утвердившей положение о Пушкинском Доме, был министр финансов России В.Н. Коковцев. В 1907 году он посетил музей Онегина с целью оценить его содержимое и сделать заключение о надобности приобретения собрания для России. Министр отметил, что невозможно определить «стоимость собранной им <Онегиным> коллекции, так как рыночной цены она, естественно, не имеет, а ценность ее, с точки зрения знатоков и любителей, никакому учету не поддается». В 1908 году в Париж был командирован литературовед, известный пушкинист Б.Л. Модзалевский, собравший основной фонд Пушкинского Дома и разработавший проект «Положения о Пушкинском Доме». Учёный составил описание материалов музея, которое было опубликовано по возвращении его в Россию. Уже в 1909 году русский посол во Франции А.И. Нелидов подписал с Онегиным договор об условиях передачи его коллекции России.

Compressed file

Интересно, что А.Ф. Онегиным был фактически создан прообраз будущего Пушкинского Дома - Института русской литературы Российской Академии наук: в парижском музее имелось рукописное, музейное и книжное отделения. Собрание Онегина было приобретено Академией наук 15 мая 1909 года, но оставалось в пожизненном пользовании парижского коллекционера. Он был обязан допускать в музей сотрудников, направляемых Комиссией по изданию сочинений А.С. Пушкина при Академии Наук и предоставлять фотокопии рукописей по требованию Комиссии. Коллекционеру было выплачено 10 000 рублей единовременно и назначена пожизненная пенсия в 6000 рублей ежегодно на пополнение коллекции. Выплаты осуществлялись до 1918 года, пока не была прервана связь с Парижем. В первые послереволюционные годы квартиру коллекционера посещали многие русские эмигранты. В альбоме Онегина имеются автографы И.А. Бунина, К.Д. Бальмонта, Т.П. Карсавиной, А.Ф. Керенского, П.Н. Милюкова, Н.К. Рериха.

После революции в России решение Онегина о передаче бесценных материалов, связанных с русской культурой, не изменилось. В 1920 году коллекционер написал завещание, подтверждающее право Российской Академии Наук на собрание, а также на капитал, который останется после его смерти (сумма оказалась немалой - 600 тысяч франков). После установления советским правительством отношений с Францией, 7 декабря 1922 года коллекция перешла в собственность РСФСР.

Compressed file

А.Ф. Онегин умер в 1925 году в Париже, повелев похоронить себя подешевле, тело сжечь, пепел не сохранять. Уже после его смерти, 26 октября 1927 года, в Париже состоялся Акт окончательной передачи собрания Онегина представителю АН СССР, а в следующем году все имущество было перевезено в Ленинград. Бесценная коллекция А.Ф. Онегина составила очень важную часть экспонатов Пушкинского Дома. Академик М. Алексеев писал о нем: «Взамен родины, взамен семьи, которой у него не было, он создал себе в самом центре Парижа свой особый мир, мир русской литературы во главе с Пушкиным…». Не узнал Александр Федорович о словах благодарности за свой подвижнический труд, о публикациях и выставках, посвященных ему и его собранию. Одна из них дала название этой статье: «Тень Пушкина меня усыновила, Онегиным из гроба нарекла...», - такими строками подписал он свою фотографию, подаренную пушкинисту Б.Л. Модзалевскому, одному из основателей Пушкинского Дома (о юбилее Пушкинского Дома – в нашей следующей публикации).

Больше узнать о личности А.Ф. Отто-Онегина, а также «прогуляться» по Парижу можно по ссылке:

http://maxima-library.org/knigi/knigi/b/404886?format=read

Прогулки по Парижу с Борисом Носиком. Книга 2: Правый берег. Глава «Вокруг да около Елисейских Полей-5. Дом на улице Мариньян».

Этот удивительный путеводитель по великому древнему городу написал большой знаток Франции и Парижа Борис Михайлович Носик (1931—2015). Тонкий прозаик, летописец русской эмиграции во Франции, автор жизнеописаний А. Ахматовой, А. Модильяни, В. Набокова, переводчик английских и американских классиков, Борис Михайлович прожил в Париже не один десяток лет, полюбил этот город, его ни с чем не сравнимый дух, изучил его историю.

Compressed file